Компании рф: состояние и перспективы развития

Статья размещена в журнальчике «Российское предпринимательство» № 5 Вып. 1 (183) за 2011 год, cтр. 46-51.

Рубрика: стратегический менеджмент

Инструкция:
В статье рассмотрены главные нюансы организации деятельности компаний в Рф и управления ими в период формирования общемировых интеграционных связей, в критериях глобализации мировой экономики. Выявлена специфичность, трудности и перспективы формирования и развития государственного корпоративного сектора.

Ключевики: акционерное общество, компания, международные рейтинги, межрегиональная и интернациональная кооперация, транснациональные компании

Голикова Ю.А.
Докторант Санкт-Петербургского муниципального института экономики и денег, г. Санкт-Петербург, кафедра Управления и планирования социально-экономических процессов им. з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова; Доцент кафедры Финансовая теория, г. Санкт-Петербург, Муниципальный институт Высшая школа экономики, г. Санкт- Петербург

Современная компания представляет собой одновременно материальный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного большого предприятия либо объединения нескольких компаний, компания может работать как в форме обычного акционерного общества, так и их объединения. Современные компании часто представляют объединения компаний различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, рекламной, сбытовой и функционируют на базе разработки и реализации согласованной политики в области специализации, интеграции производства и капитала, раздела рынков сбыта, кооперирования в сфере НИОКР.

На сегодня необходимость урегулирования отношений в сфере формирования и функционирования действенных корпоративных образований в мировой экономике в целом и экономики России а именно, предназначает актуальность исследования процессов существования и развития корпораций в Рф, также разных аспектов налаживания делового сотрудничества с представителями наружной среды и обеспечения тесного национального и межнационального корпоративного взаимодействия.

Понятие «корпорация»

В экономической науке наблюдаются различные подходы к вопросам формирования корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли компаний в мировом хозяйстве. В большинстве случаев понятие компании употребляется в качестве синонима организации, то есть некоторой реально имеющейся структуры. Некоторые исследователи делают акцент на юридическом нюансе термина «корпорация», другие рассматривают в большей степени экономическую сторону этого понятия.

Обычно в русской экономической науке и практике понятие компании связывалось и отождествлялось с акционерным обществом. Однако первые русские акционерные общества реально походили на компании почти всегда только по признаку объединения вкладчиков капитала – акционеров. Данное условие было законодательно закреплено, являлось неотклонимым но, как было отмечено, практически всегда единственным. На первых порах на практике русские компании, созданные в форме акционерных обществ (АО), не соответствовали общепризнанному понятию компании, не удовлетворяли мировым стандартам корпоративных образований, воспринимали искаженные, уродливые формы.

На данный момент в Рф к корпорациям формально относятся открытые акционерные общества (ОАО), чьи акции могут распространяться по открытой подписке посреди неограниченного круга лиц, закрытые акционерные общества (ЗАО) – их акции обращаются в самом ЗАО и посреди заблаговременно установленного круга лиц. Акционеры ОАО и ЗАО как участники контрактных отношений освобождены от персональной юридической и имущественной ответственности за результаты деятельности АО, она ограничена размерами вложенной ими в акции доли капитала.

Компании в Рф

Компания является основной организационно- правовой формой большого бизнеса. Из примерно 60 млн компаний, зарегистрированных в мире, лишь 10% – компании, но они создают более половины мирового ВВП. Толика компаний в русском ВВП еще выше, потому что малый и средний бизнес развиты недостаточно. Современная модель корпорации базирована на широкой межрегиональной и интернациональной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов.

Уже на данный момент можно отметить, что в ряде секторов мировой и государственных экономик лидирует всего несколько компаний, которые вступают друг с другом в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сегмента рынка. А именно, относительно страны материнской компании из перечня крупнейших ТНК по итогам 2010 г. согласно рейтингу, приготовленному журнальчиком «Forbes», наибольшее количество ТНК приходится на США (26 компании), Россия в перечне занимает 6 место и представлена лишь четырьмя компаниями: Газпром, Лукойл, Роснефть, Сбербанк [3].

В текущее время русские корпоративные структуры по территориальному признаку можно разделить на последующие группы:

– региональные корпоративные структуры;

– межрегиональные корпоративные структуры;

– транснациональные, либо международные, корпоративные структуры.

Что касается нрава специализации корпоративных образований в Рф, то тут очевидно преобладание вертикально встроенных компаний, включающих как поставщиков сырья, материалов, девайсов изделий, так и торговые, транспортные, денежные компании, что уменьшает риск срыва поставок, нарушения договоров, завышения цен, но сразу не позволяет полностью выбирать на конкурсной базе лучшего партнера (поставщика, транспортировщика и т.п.). Однако в странах с развитым контрактным законодательством, независящей судебной системой и деловой этикой, слияния и поглощения идут в основном по горизонтали.

Препядствия компаний в Рф

Транснационализация русского корпоративного сектора находится в самом начале. Экономическое, политическое, юридическое, фискальное, осмысление этого процесса намного отстает от практических заморочек, выдвигаемых выходом российских межнациональных компаний на зарубежные рынки. Не считая того, отстает наработка законодательной и налоговой баз для межнациональных компаний, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов. Невзирая на определенную позитивную динамику формирования и развития компаний в Рф остается ряд нерешенных заморочек:

– разрыв меж формальными корпоративными образованиями (кодифицировано закрепленные организационно-правовые формы хозяйственных обществ – ОАО, ЗАО, ООО, пореже ОДО) и реальными, неформальными (холдинги, группы, концерны, консорциумы и пр.);

– более пользующаяся популярностью организационно-правовая форма русских корпоративных образований – открытое акционерное общество (ОАО) холдингового типа (нередко дочерние и зависимые предприятия де-юре являются открытыми, а де-факто закрытыми акционерными обществами), для корпоративных образований с ролью иностранного капитала – ЗАО;

– доминирование сырьевой направленности деятельности (главным элементом системы корпоративных отношений являются природные ресурсы);

– обычная склонность к формированию больших корпоративных образований, ядро которых представлено совокупой компаний, расположенных на различных стадиях 1-го производственного цикла;

– в состав корпоративного образования равномерно врубаются вспомогательные и обслуживающие производства, обеспечивающие развитие отраслей специализации;

– управление созданием и валютными потоками осуществляется одной, более влиятельной материнской компанией;

– высочайшая концентрация принадлежности в руках ограниченного числа стейкхолдеров сопровождается сильной распыленностью оставшейся ее части;

– акценты в управлении корпоративными образованиями смещаются от производственного контроля к денежному управлению;

– трудности уравновешивания интересов в критериях классической шестиполюсной конфигурации системы корпоративной организации в России (управляющий, администрация, работники как физические и юридические лица, трудовой коллектив, акционеры как физические и юридические лица, собрание акционеров) понижают эффективность обычных способов корпоративного управления;

– в руководстве корпоративными образованиями наблюдаются лишние возможности высшего управления при диспропорционально низкой ответственности и пренебрежении интересами акционеров.

Стратегические альянсы

Сейчас в процессе развития и в целях действенной интеграции русских корпоративных образований в мировую экономику особенное значение приобретает тенденция создания стратегических альянсов – интегрированных инновационно-инвестиционных проектов, позволяющих поделить опасности, но не требующих объединения главных активов и сотворения массивных управленческих структур. Альянсы, в которые вступают даже злейшие соперники, представляют отменно новейшую форму корпоративных отношений. Современная модель компании базирована на широкой межрегиональной и интернациональной кооперации, переходе от имущественных к информационно-логистическим связям с поставщиками и покупателями на базе общего бренда и других нематериальных активов. Уже на данный момент можно отметить, что в ряде секторов мировой и государственных экономик лидирует несколько компаний, которые вступают вместе в альянсы и во все большей степени определяют и организуют развитие соответствующего сектора рынка. Такие компании и их альянсы – есть новенькая форма планомерного сотрудничества соперников, они принимают и реализуют стратегические решения об освоении новых рынков, разработке новых товаров и технологий, разработке либо ликвидации производств и рабочих мест в разных странах и регионах.

Капитализация

Разумеется, что у компании как рыночного субъекта есть масса преимуществ, но основное – это возможность вербования дополнительного капитала с помощью выпуска ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. По оценкам Национальной ассоциации капитализация русского фондового рынка в 2008 г. составила 1 трлн, а к 2015 г. по прогнозу вырастет до 3 трлн долл. Объем сделок с акциями и корпоративными облигациями возрастет с 2005 г. более чем в 30 раз. Но в реальности пока только маленькая толика русских компаний выпускают свои акции в свободное воззвание и проводят листинг своих ценных бумаг на бирже, а это означает, что большинство русских компаний по существу таковыми не являются.

Вышеупомянутое обосновывает то, что развитие русских компаний и их интеграция в систему мирохозяйственных связей нужны для того, чтобы использовать достоинства глобализации экономики и информатизации, прогнозирования и комплексного планирования, производить действенный переход от иерархических к сетевым структурам.

Открыть статью в PDF

Ссылка для цитирования:

Голикова Ю.А. Компании Рф: состояние и перспективы развития // Русское предпринимательство. — 2011. — № 5 Вып. 1 (183). — c. 46-51. — http://www.creativeconomy.ru/articles/11676/

Литература:
1. Ансофф И. Новенькая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 1999.
2. Голикова Ю.А. Организационно-исторический нюанс становления компаний в мировом хозяйстве : монография. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. – 188 с.
3. Forbes. Global 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.com/lists/2010/18/global-2000-10_The-Global-2000_Rank.html.
4. Леонтьев Р.Г. Теория и практика менеджмента: учебное пособие. – Хабаровск: ДВГУПС, 2000.
5. Государственная Ассоциация «RICS Rossia & CIS» [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://www.joinricsineurope.eu/es/na/view/rics-rossia.
6. Оценочная практика Грант Торнтон в Рф (ЗАО «Российская оценка») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosocenka.com/publication.html.


  • ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ Заинтриговать:

    • Публикация статьи в журнальчике ВАК
      В том числе, в кратчайшие сроки, мы проводим внутреннее рецензирование, высылаем авторские экземпляры.
    • Публикация научной статьи в рецензируемом электрическом журнальчике

      Журнальчик включен в РИНЦ. При положительном заключении рецензентов публикация осуществляется в текущем месяце.
    • Издание монографии
      От 45 до 60 дней, контракт, рецензенты, ISBN, высококачественная полиграфия.
  • Другие статьи по этой теме:

    Шевченко И.Л.
    Воздействие глобализации на некие нюансы корпоративного управления в русских компаниях
    В статье рассмотрены отдельные нюансы корпоративного управления в русских компаниях в критериях глобализации мировой экономики. Предложены меры по улучшению менее развитых качеств практики корпоративного управления.
    // Русское предпринимательство. — 2014. — № 7 (253). — c. 4-9.

    Цупко А.А.
    Организация внутрикорпоративного денежного контроля
    В статье рассмотрены вопросы разработки методического обеспечения внутреннего денежного контроля в компании в согласовании с требованиями законодательства. Обосновывается необходимость всеохватывающего подхода к определению объектов контроля, рассмотрены процедуры внутрикорпоративного денежного контроля.
    // Русское предпринимательство. — 2011. — № 6 Вып. 1 (185). — c. 97-103.

    Клычев Т.Ю.


    Эффективное производство:

    Производственная компания Мастерская Своего Дела предлагает различное оборудование и технологии для развития малого бизнеса и предпринимательства.
    Контакты компании:
    г.Александрия, Украина,
    Куколовское шоссе 5/1А

    Календарь

    Февраль 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июл    
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728  

    Свежие записи

    Статистика

    Архивы