Грищенко а.и., моралес к. компании в рф и забугорных правопорядках: понятие и суть (муниципальные компании в современной рф на примере гос компании росатом). // электрический ресурс, 2009.

Основная >> Повторяющиеся издания >> Финансовое правоКомпании в Рф и забугорных правопорядках: понятие и суть (муниципальные компании в современной Рф на примере Гос компании «Росатом»)Грищенко А.И., Моралес К.
Электрический ресурс, 2009.

Создание муниципальных компаний в последние годы перевоплотился в фирменный символ русской экономической политики. Словосочетание «муниципальная компания», кроме строго юридического значения, принятого в русском законодательстве, несет внутри себя другой смысл — «компания, которой обладает правительство». Нередко встречающаяся в публикациях ссылка на огромное число муниципальных компаний, имеющихся в забугорных странах, справедлива исключительно в том случае, если осознавать под «муниципальными корпорациями» конкретно акционерные общества, 100% акций которых принадлежит государству.

Создание муниципальных компаний стало предметом активного обсуждения в Рф в ближайшее время. По этому поводу проводились слушания в Гос Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Муниципальная компания является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Такая форма появилась в итоге внесения в 1999 г. поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» . В согласовании с п. 1 ст. 50 Штатского кодекса РФ некоммерческие организации — это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели собственной деятельности и не распределяющие полученную прибыль меж участниками. Некоммерческие организации могут производить предпринимательскую деятельность только постольку, так как это служит достижению целей, ради которых они сделаны, и подобающую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Гос компанией на основании ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Русской Федерацией на базе имущественного взноса и предназначенная для воплощения соц, управленческих либо других общественно нужных функций. Муниципальная компания создается на основании федерального закона.

———————————

Собрание законодательства РФ.

Там же.

Как создаваемые в Рф муниципальные компании, к примеру Муниципальная компания «Росатом», вписываются в рамки правового регулирования Штатского кодекса РФ и вообщем в российскую правовую систему?

Для наилучшего осознания самого понятия «компания» нужно обратиться к историческому развитию данного института, его доктринальному истолкованию на ранешних и современных шагах развития в Рф и за рубежом.

Слово «компания» происходит от позднелатинского «corporatio» — общество, альянс, группа лиц, объединенная общностью проф либо сословных интересов.

Если находить корешки осознания сущности компании в источниках римского права, то, как отмечает В.М. Хвостов, в данном случае термин «компания» в основном происходит от латинского «corpus habere» и соответствует правам юридической личности. Такие права признавались за личными союзами в Римской империи уже в императорский период (начиная со 160-х годов н.э.). При всем этом необходимо подчеркнуть, что окончательного признания гражданско-правовых союзов как субъектов права в Риме так и не вышло .

———————————

Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996. С. 114.

Большой вклад в развитие представлений о корпорациях занес германский ученый-правовед О. Гирке. Во 2-ой половине XIX в. он предложил свою концепцию о «союзных лицах (личностях)», различая посреди их правительство, компании и университеты. Под «союзной личностью» понималась способность людского союза как одного целого, хорошего от суммы связанных индивидов, быть субъектом прав и обязательств. Под компанией (как разновидностью союзного лица) О. Гирке осознавал реальное собирательное лицо, которое есть общение, носители которого сущность связанные меж собой индивиды .

———————————

Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 97 — 98.

В конце XIX в. другой германский правовед Бернатцик выделял особенность, присущую только корпорациям. Этой особенностью являлась общая цель, которую ставили впереди себя участники компании, она признается законом неотклонимой, что значит отрешение отдельных индивидов от этой цели. Цель начинает свою жизнь, если она отыскала волю, которая будет ее повсевременно производить. Таким макаром, цель сотворения и деятельности компании осуществлялась не только лишь ради целей отдельных участников, но даже вопреки им .

———————————

Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Компании в Рф. Правовой статус и базы деятельности. М.: Изд-во «Дело», 2007. С. 13.

Объединяя точки зрения этих 2-ух германских правоведов, И.С. Шиткина определяет корпорацию как союзную волевую личность . Союзная личность значит фактор членства, а волевая — наличие своей воли, которая противопоставляется другим корпорациям либо участникам данной компании.

———————————

Корпоративное право / Под ред. д.ю.н. И.С. Шиткиной. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 4.

Федеральное законодательство США содержит Модельный закон о корпорациях, но детальная регламентация компаний лежит на уровне штатов. К примеру, New-york и Делавэр — штаты, содержащие наибольшее количество норм о корпорациях и предоставляющие более льготный режим для их сотворения. Невзирая на это, ни один закон штата не содержит законного определения компании. Огромное количество дефиниций все же есть в экономической и юридической литературе. К примеру, «компания — это особенная форма организации бизнеса, регулируемая особым законодательством». В судебной практике США также нет точного определения компании, но, к примеру, в решении Верховного суда США по делу «The Trustees of Dartmouth College vs. Woodward», относящемуся к началу XIX в., под ней понимается некоторое искусственное образование, имеющееся только исходя из убеждений закона (выходит, что понятие компании соответствует теории фикции юридического лица).

В США понятием «компания» охватывается самый широкий круг юридических лиц . Зависимо от преследуемых целей компании могут быть общественными (public), полупубличными (quasi-public), предпринимательскими (private, business of profit-making) и непредпринимательскими (non-profit):

———————————

Подробнее о видах компаний, создаваемых по праву США, см.: Henn Harry G., Alexander John, Law of Corporations. West, 1983; Маккери Джозеф, Вермулен Эрик. Исследование внекорпоративных форм ведения бизнеса. М., 2007, С. 36 — 40; Бернам У. Правовая система США. М., 2006. С. 909 — 925.

1) общественные компании — это муниципальные и городские органы;

2) полупубличные компании — это компании, служащие общим нуждам населения (компании в области снабжения населения газом, водой, электричеством, жд компании);

3) предпринимательские компании — это компании, действующие с целью получения прибыли.

Практически предпринимательские компании представляют собой коммерческие организации в форме акционерных обществ. Посреди предпринимательских компаний судебной практикой США узаконены открытые и закрытые компании (подобие ОАО и ЗАО в РФ).

Чертами хоть какой американской предпринимательской компании являются, во-1-х, ограниченная ответственность участников компании по ее долгам; во-2-х, свободное отчуждение акций участниками компании (исключением являются закрытые компании); в-3-х, наличие централизованного управления, когда управленческие функции делают обособленные от участников компании органы; в-4-х, «вечное существование» компании, что значит ее независимость от состава участников компании .

———————————

См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и Рф (сравнительный анализ). М., 1996. С. 21.

Особенности статуса закрытой компании состоят в том, что в их ограничена численность акционеров, запрещена общественная подписка на акции и ограничена свобода передачи акций;

4) непредпринимательские компании — это компании, которые не преследуют цели получения прибыли (религиозные организации, школы, благотворительные фонды).

Как мы лицезреем, в США понятием «компания» охватываются фактически все виды юридических лиц. Узнаваемый южноамериканский юрист У.Э. Батлер, рассматривая понятие компании в США, признает, что в Рф нет концепции, схожей понятию «южноамериканская компания» . Компании экономически доминируют в американской экономике, почти во всем предопределяя как ее структуру, так и механизм и характеристики развития . Деятельность американских компаний призвана содействовать повышению всеобщего богатства и оптимизации производства, служить интересам общества в целом .

———————————

Батлер У.Э., Гаши-Батлер М.Е. Компании и ценные бумаги по праву Рф и США. М.: Зерцало, 1997. С. 15.

Карманова Т.Е. Компания как рыночный институт: Автореф. на соиск. уч. степ. к.э.н. М.: РГБ, 2003. С. 17.

Parkinson J. Corporate Power and Responsibility. Oxford, 1993. См.: Пахомова Н.Н. Соц значение компаний // Законодательство. 2004. N 11.

Правоведы Великобритании компанией именуют само юридическое лицо, так как они все делятся на единоличные компании (corporation sole — монарх, епископ Кентерберийский, отдельные должностные лица страны, к примеру министр почт, солиситор казначейства и пр.) и объединения лиц либо ассоциированные компании (corporation aggregate).

Стоит отметить, что в Великобритании существует доктрина личной обособленности (separate personality), из которой следует, что компания (компания) имеет свою юридическую личность, независимую от членов компании (corporate body). Из этого, как утверждает О.А. Макарова, вытекают последующие черты компании: во-1-х, ограниченная ответственность участников по обязанностям компании; во-2-х, централизованное управление, осуществляемое лицами, хорошими от членов компании; в-3-х, перманентность деятельности компании независимо от выбытия ее членов . Более принципиальным прецедентом в данном отношении явилось решение суда по делу «Salomon vs Salomon and Co. Ltd», вынесенное в 1897 г. .

———————————

Макарова О.А. Корпоративное право. М., 2005.

См.: Петровичева Ю.В. Акционерное законодательство Великобритании и Рф: Сравнительно-правовой анализ. М., 2002. С. 4.

Невзирая на разные подходы к понятию компании, ни в Великобритании, ни в США, согласно законодательству, приятельства как организационно-правовая форма воплощения предпринимательской деятельности не относятся к числу компаний.

Не во всех странах континентальной системы права термин «компания» имеет законодательное закрепление. К примеру, во Франции в законодательстве таковой термин вообщем не закреплен, а для свойства предпринимательской компании употребляется термин «торговое приятельство». Особый закон о торговых приятельствах был принят там в 1966 г.

В Германии термин «компания» в большинстве случаев является обозначением юридического лица, которое представляет собой объединение с ясно выраженной самостоятельностью по отношению к своим участникам. Корпорациями в чистом виде являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, их правовой статус определяется особыми законами — Законом об акционерных обществах 1965 г. и Законом об обществах с ограниченной ответственностью 1892 г., невзирая на это, одного осознания компании в Германии нет.

Некие германские исследователи к корпорациям относят ферейн (verein), который регулируется Германским штатским уложением 1896 г. Ферейн — это альянс (общество, объединение, компания) лиц, образованный на долгий срок для воплощения общей цели. Эти союзы могут быть или хозяйственными (преследующими цели извлечения прибыли), или нехозяйственными (преследующими культурные, научные и подобные им цели). Вкупе с тем в германской литературе многие создатели пишут о раздробленности регулирования этой формы юридического лица и об отсутствии одного подхода в его осознании .

———————————

См.: Василевская Л.Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004. С. 107.

Детализированный анализ разных забугорных правопорядков показывает нам различное осознание компании в странах континентального и англосаксонского права.

Е.П. Губин и П.Г. Лахно считают, что «при наличии определенных исторических особенностей и традиций правового регулирования во всех правовых системах «компания» рассматривается как искусственная правовая конструкция, владеющая особенностями, отличающими ее от других форм предпринимательской деятельности» . По их воззрению, понятие компании в странах континентального права существенно обширнее, чем в Англии и США.

———————————

Предпринимательское право Русской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2005. С. 187.

Также создатели отмечают, что в русской правовой доктрине к юридическим лицам корпоративного типа относятся коммерческие организации, для заслуги уставных целей которых нужно соединение усилий нескольких участников, чей уставный (складочный) капитал поделен на определенные толики.

Русское регулирование компаний вобрало в себя исследования и понятия дореволюционных правоведов, нормативные правовые акты первых лет русской власти и законы государств континентальной и англосаксонской системы права.

По законодательству дореволюционной Рф под термином «компания» понималась целая группа юридических лиц. Так, одной из классификаций юридических лиц Рф XIX в. являлось деление юридических лиц на соединение лиц (компании) и на учреждения (университеты) (так считали Н.С. Суворов, Г.Ф. Шершеневич, Д.И. Мейер, Е.Н. Трубецкой). Родоначальницей деления юридических лиц на компании и учреждения является Германия.

Н.С. Суворов: «Корпорацию принято определять как такое юридическое лицо, которое имеет своим субстратом альянс физических лиц и за волю которого принимается соединенная воля всех членов компании. А напротив, институт (учреждение) определяется как такое юридическое лицо, субстратом которого служит имущество и за волю которого принимается воля учредителя, выраженная в учредительном акте» .

———————————

Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 97 — 98.

Разумеется, что русские ученые-правоведы, так же как и их германские коллеги, использовали термин «компания» как родовое понятие для группы юридических лиц. При всем этом снутри этой группы ясно выделялись два вида компаний: общественная и личная. Г.Ф. Шершеневич: «Соединения лиц могут быть общественными, к примеру дворянское общество, либо же личными, к примеру акционерное приятельство» .

———————————

Шершеневич Г.Ф. Учебник российского штатского права. С. 92.

В русский период вопросам деятельности юридических лиц, и а именно корпорациям, уделялось довольно много внимания. При всем этом правовое регулирование сталкивалось с такими неуввязками, как многоукладность экономики, интенсивность развития товарного оборота, сочетание способов централизованного планового регулирования, администрирования и деятельности, строящейся на договорной базе.

Юридические лица получали права в согласовании со ст. ст. 13 и 14 ГК РСФСР 1922 г., а с организационной точки зрения опять-таки делились на компании и учреждения.

Концепция корпоративного права подверглась критике в литературе уже с самого начала ее распространения, потому что признание компанией той либо другой хозяйственной организации означало обособление ее в автономную единицу, что было неприемлемым для существовавших тогда хозяйственных принципов.

Как отмечает С.Д. Могилевский, 1-ые опыты внедрения понятия «компания» в правовых актах начала 90-х годов XX столетия были связаны с действием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в гл. 2 «Организационно-правовые формы компаний» которого была предусмотрена такая самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица, как объединение компаний. В согласовании со ст. 13 обозначенного Закона компаниям разрешалось объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Так как в Законе не употреблялся термин «компания», а список разновидностей объединения компаний является открытым, компания как разновидность этой организационно-правовой формы имела право на существование, относясь к тем другим объединениям, о которых шла речь в Законе .

———————————

Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Указ. соч. С. 20.

В 1994 г. вводится в действие глава 4 ГК РФ, где в ст. 121 определяются всего две формы объединения юридических лиц: ассоциация и альянс. Отныне компания не считается формой объединения юридических лиц.

В 1999 г., как ранее говорилось выше, согласно ФЗ «О внесении конфигураций и дополнений в ФЗ «О некоммерческих организациях» список организационно-правовых форм некоммерческих организаций был дополнен очередной формой — гос компанией.

Статус гос компании ранее имело Агентство по реструктуризации кредитных организаций (дальше — АРКО), сделанное в согласовании с ФЗ от 25 июня 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций». Стоит отметить, что вначале норма ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» была рассчитана лишь на регуляцию деятельности АРКО. Это свидетельствует о том, что институт муниципальных компаний не подразумевал предстоящего развития, а только отвечал необходимости «подстроиться» под сделанную структуру.

АРКО было призвано конкретно участвовать в разработке и реализации программ реструктуризации кредитных организаций, осуществляя без помощи других и (либо) вместе с Банком Рф, заинтересованными федеральными органами гос власти, органами гос власти субъектов Русской Федерации и органами местного самоуправления мероприятия, направленные на их финансовое оздоровление, реорганизацию или в нужных случаях ликвидацию в установленном законодательством порядке, обеспечивая при всем этом защиту интересов кредиторов и вкладчиков.

Деятельность Агентства была ориентирована на практическую реализацию гос политики по реструктуризации банковской системы Русской Федерации. Это обусловливало главные цели его деятельности — содействовать преодолению кризиса русской банковской системы, восстановлению ее возможности полностью обеспечивать выполнение собственных базисных функций — воплощение платежей и расчетов, предоставление кредитов субъектам экономики, аккумуляция и обеспечение сохранности денег юридических лиц и населения.

Главные положения программки деятельности АРКО от 2 марта 1999 г. предугадывали выполнение Агентством последующих задач:

1) роль в разработке и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации банковской системы и денежному оздоровлению кредитных организаций;

2) воплощение мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

3) создание и обеспечение функционирования рыночного саморегулируемого механизма смены неэффективных собственников в проблемных кредитных организациях;

4) роль в формировании рынка активов кредитных организаций и активов их должников.

Источниками финансирования деятельности Агентства являлись уставный капитал и фонды Агентства, средства бюджетов разных уровней, кредиты Банка Рф, средства интернациональных денежных организаций, прибыль Агентства и другие источники.

Представители Правительства РФ и Банка Рф входили в состав совета директоров АРКО и определяли приоритетные направления его деятельности.

14 сентября 2004 г. Агентство по реструктуризации кредитных организаций было ликвидировано в связи с «выполнением всех поставленных перед ним задач». В реальный момент его поменяло Агентство по страхованию вкладов, создание которого предвидено ст. 14 ФЗ от 23 декабря 2003 г. «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Содержание ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет выделить особенности современной гос компании:

1) единственным учредителем гос компании может быть только правительство;

2) членство в гос компании исключено, потому что это может нанести вред государству (в итоге конфликта интересов) и затруднить достижение заявленных целей;

3) цели, для заслуги которых создается муниципальная компания, не ориентированы на ублажение потребностей отдельных людей либо юридических лиц, а носят более масштабный нрав — выполнение соц либо управленческих функций в интересах общества в целом либо отдельной отрасли народного хозяйства;

4) существует особенный порядок учреждения гос компании — лишь на основании федерального закона. Таким макаром, муниципальная компания не может быть сотворена ни Постановлением Правительства РФ, ни распорядительным документом органа отраслевого, ведомственного либо регионального управления;

5) имущество компании формируется за счет имущественных взносов Русской Федерации и является собственностью гос компании;

6) Русская Федерация не отвечает по обязанностям компании, а компания не отвечает по обязанностям Русской Федерации, если законом, предусматривающим создание гос компании, не предвидено другое;

7) муниципальная компания вправе производить предпринимательскую деятельность только постольку, так как это служит достижению целей, ради которых она сотворена, и подобающую этим целям. Прибыль компании, приобретенная в итоге ее деятельности, направляется только на достижение целей, установленных федеральным законом о соответственной компании;

8) муниципальная компания должна раз в год публиковать отчеты об использовании собственного имущества в согласовании с законом, предусматривающим ее создание;

9) для сотворения гос компании не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ (утомившись и учредительный контракт).

По воззрению Т.Е. Кармановой, для реализации экономических преимуществ компании по обеспечению своей конкурентоспособности становится нужным активное государственное воздействие. Конкретно правительство призвано, и только оно может сделать условия, в каких интересы личного капитала и публичные интересы по способности гармонизированы. Эти условия формируются прямым воздействием на экономику страны, стоящего на защите интересов государственного публичного капитала и обеспечивающего условия для обычного скопления капитала снутри страны .

———————————

Карманова Т.Е. Компания как рыночный институт: Автореф. на соиск. уч. степ. к.э.н. М.: РГБ, 2003. С. 20.

Всего в РФ в текущее время есть семь муниципальных компаний: Муниципальная компания по атомной энергии «Росатом», речь о которой пойдет ниже, Муниципальная компания «Ростехнологии», Муниципальная компания нанотехнологий, Муниципальная компания «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Муниципальная компания — Агентство по страхованию вкладов, Муниципальная компания — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Муниципальная компания по строительству олимпийских объектов и развитию городка Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой). Все эти муниципальные компании сделаны на основании отдельных федеральных законов .

———————————

ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Гос компании по атомной энергии «Росатом», ФЗ от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Гос компании «Ростехнологии», ФЗ от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Русской компании нанотехнологий», ФЗ от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Русской Федерации», ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ФЗ от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Гос компании по строительству олимпийских объектов и развитию городка Сочи как горноклиматического курорта».

Как отмечает начальник Правового департамента, член правления гос компании «Ростехнологии» В.В. Кудашкин, бурный рост числа госкорпораций (сделанных в главном в 2007 г.) обоснован поиском хорошей модели представления интересов страны в разных сферах социальной и экономической реальности, необходимостью снятия лишнего бюрократического администрирования, исключения малоэффективного, часто противоречивого законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц разных организационно-правовых форм, являющихся беспристрастным тормозом решения принципиальных для страны задач, обеспечения его инноваторского развития .

———————————

http://www.yurhelp.ru/news359.html; Легенды и действительность госкорпораций // Газета «ЭЖ-Юрист».

Ряд правительственных чиновников и политиков высказались за создание муниципальных компаний в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, фармацевтического обеспечения, станкостроения.

В законе, предусматривающем создание гос компании, должны определяться наименование гос компании, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления гос компании и порядок их формирования, порядок предназначения должностных лиц гос компании и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации гос компании и порядок использования имущества гос компании в случае ее ликвидации.

Контроль за деятельностью гос компании осуществляется Правительством РФ на базе каждогоднего представления компанией годичного отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и денежной (бухгалтерской) отчетности, также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки денежной (бухгалтерской) отчетности и других документов компании. Любые другие федеральные органы гос власти, органы гос власти субъектов Русской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных компаний. Управляющий гос компании назначается Президентом РФ, что снова подчеркивает необыкновенную значимость данного института.

Муниципальная компания благодаря своим особенностям отличается и от муниципальных унитарных компаний: она выведена из-под контроля ряда муниципальных органов, и собственность гос компании не является гос собственностью.

Контроль за собственностью гос компании выведен из-под надзора Счетной палаты. Более того, на муниципальные компании не распространяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Некие создатели высказываются за создание одного специального федерального закона о муниципальных корпорациях. Это вызвано тем, что в современных критериях создание муниципальных компаний получило массовый нрав. Необходимость в отдельном акте обосновывается также тем, что муниципальные компании распоряжаются большенными суммами средств, предоставленных из бюджета, также средствами Вкладывательного фонда для реализации вкладывательных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства (ст. 179.2 БК РФ) .

———————————

Андреев В.К. О совершенствовании штатского и предпринимательского законодательства // Предпринимательское право. 2008. N 3. С. 3.

Исследовав понятие и суть гос компании в Русской Федерации, можно констатировать, что осознание компании русским законодателем самым значимым образом отличается от трактовки этого термина в современной научной доктрине.

Так, к примеру, Т.В. Кашанина определяла корпорацию как коллективное объединение, компанию, признанную юридическим лицом, основанную на объединенных капиталах (добровольческих взносах) и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность. К корпорациям создатель относила все хозяйственные приятельства (полные и коммандитные), все хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью), производственные и потребительские кооперативы, публичные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) .

———————————

Кашанина Т.В. Корпоративное право. Право хозяйственных приятельств и обществ. М., 1999. С. 138.

Стоит отметить, что в более поздней работе Т.В. Кашанина относит к корпорациям только хозяйственные общества и осознает под компанией компанию, признанную юридическим лицом, в какой собственность разделена от управления, основанную на объединенных капиталах (добровольческих взносах) для воплощения какой-нибудь социально полезной деятельности .

———————————

Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М.: Норма, 2003. С. 34.

П.В. Степанов соображает под компанией компанию, которая базирована на принципе членства (роли) с присущей ей системой органов управления, включающей волеобразующие органы (орган), из которых высшим является общее собрание участников, и волеизъявляющий орган, т.е. исполнительный орган юридического лица. Но полные и коммандитные приятельства не являются корпорациями, ибо их органами выступают сами товарищи, а представляют собой форму, переходную от обычного приятельства к компании .

———————————

Степанов П.В. Корпоративные дела в коммерческих организациях как составная часть предмета штатского права: Дис. на соиск. учен. ст. к.ю.н. М., 1999. С. 8 — 9, 18 — 21.

Н.В. Козлова к корпорациям относит все виды хозяйственных приятельств и обществ, кооперативы, публичные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц и другие юридические лица, основанные на корпоративных началах (принципах членства, роли) .

———————————

Козлова Н.В. Понятие и суть юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 213.

О.А. Макарова считает понятие компании собирательным и осознает под ним предпринимательские объединения капитала, имеющие разные организационно-правовые формы. «В узеньком смысле под компанией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его модификации» .

———————————

Макарова О.А. Корпоративное право. М., 2005.

Н.Н. Пахомова, рассматривая социальные функции компаний, приравнивала компании к финансово-промышленным группам и акционерным обществам .

———————————

Пахомова Н.Н. Соц значение компаний // Законодательство. 2004. N 11.

Тщательное исследование русского законодательства позволяет придти к обоснованному выводу, что понятие компании нельзя трактовать обширно и отнести к ним можно практически только хозяйственные общества.

Например, фонды и автономные некоммерческие организации, являясь некоммерческими организациями, не имеющими членства, не могут быть корпорациями. Для выполнения социально полезной функции компании нужен непростой аппарат управления, тогда справедливо вызывает колебание отнесение к корпорациям хозяйственных приятельств, которые получают штатские права и принимают на себя штатские обязанности не через свои органы, а через собственных участников (ст. ст. 69 — 86 ГК РФ). Отсутствие органов управления в хозяйственных приятельствах, как следует, не позволяет относить их к корпорациям. Унитарные предприятия не являются организациями на членстве и также не являются собственниками имущества, переданного им учредителями (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ). Производственные кооперативы, являясь, обычно, объединением только людей, которые личным трудом должны участвовать в его деятельности, не имеют договорной базы такового объединения (ст. ст. 107 — 112) .

———————————

Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Указ. соч. С. 30.

Выделяя соответствующие черты компании, С.Д. Могилевский сформировывает понятие компании:

«Компания — это:

1) юридическое лицо, в отношении которого его участники имеют обязательственные права;

2) коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве одной основной цели собственной деятельности;

3) коммерческая организация с разбитым на толики учредителей (участников) уставным капиталом;

4) юридическое лицо, в каком имущество, сделанное за счет вкладов учредителей (участников), также произведенное и обретенное им в процессе деятельности, принадлежит ему на праве принадлежности;

5) объединение лиц (участников) на договорной базе либо наличие в качестве учредителя (участника) 1-го лица, которые не отвечают по его обязанностям, а несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах цены внесенных ими вкладов (акций);

6) организация с точной организационной структурой, включающей структуру органов ее управления, высшим органом которой является общее собрание ее участников (членов)» .

———————————

Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Указ. соч. С. 29 — 30.

Исходя из перечисленных признаков, соглашаясь с С.Д. Могилевским, можно заключить, что корпорациями в Русской Федерации являются только акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Как следует, данное понятие компании расползается с официальным внедрением данного термина в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Подробнее остановимся на одной из важных русских муниципальных компаний — «Росатом».

В 2003 г. Президент Рф своим Указом от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» обусловил в качестве 1-го из приоритетных направлений административной реформы (п. 1) «организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля , управления муниципальным имуществом и предоставления муниципальными организациями услуг гражданам и юридическим лицам».

———————————

Собрание законодательства РФ. 2003.

Нас интересует вопрос о контроле за деятельностью муниципальных компаний со стороны учредителя, который является главным при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их предпринимательскую деятельность.

Федеральным законом о Гос компании «Росатом» устанавливается разрыв с принципом разделения таких функций. Данный Федеральный закон ложит на муниципальную корпорацию не считая хозяйственных функций последующие императивные функции:

— компания является муниципальным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из их, центральным муниципальным органом и пт связи, наделенным возможностями от имени Русской Федерации и в согласовании с Конвенцией о физической защите ядерного материала, и государственным компетентным органом по выполнению обязанностей Русской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других интернациональных организациях (п. 4 ст. 6);

— компания обеспечивает контроль за воззванием ядерных материалов (п. 10 ст. 7);

— компания выдает свидетельства на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам организаций компании, осуществляющих такую деятельность (п. 19 ст. 7);

— компания воспринимает в согласовании с законодательством Русской Федерации решение о признании организации применимой эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник либо пункт хранения и производить деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника либо пт хранения, также деятельность по воззванию с ядерными материалами и радиоактивными субстанциями (п. 20 ст. 7).

Не считая обозначенного выше Госкорпорация «Росатом» наделяется возможностями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Нормативно-правовые акты госкорпорации «Росатом» являются неотклонимыми для федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов Русской Федерации, органов местного самоуправления городских образований, юридических и физических лиц.

В согласовании с п. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона на корпорацию возложены обязанности федерального органа исполнительной власти в области использования атомной энергии по роли в международном сотрудничестве.

Вышеизложенное показывает, что создание Госкорпорации «Росатом» значит отказ от принципов административной реформы, провозглашенных Президентом РФ .

———————————

Андреев В.К., Грищенко А.И. Правовое регулирование в области использования атомной энергии // Энергетическое право Рф и Германии. Сравнительно-правовой анализ. Глава 4. М., 2009.

Можно прийти к выводу, что в Рф в качестве гос компании создается организационно-экономическая и правовая структура, не имеющая аналогов в государственном законодательстве.

На определенное имущество компании, список которого устанавливается Правительством РФ, не может быть обращено взыскание.

Итак, Госкорпорация «Росатом» характеризуется не только лишь как юридическое лицо, да и как уполномоченный орган управления внедрением атомной энергии, наделенный возможностями от имени Русской Федерации производить государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, созданием, утилизацией ядерного орудия и ядерных энергетических установок военного предназначения, также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии. Таким макаром, Госкорпорация «Росатом» выступает в форме хозяйственного органа, сочетающего внутри себя как деятельность, приносящую доходы (п. 8 ст. 3 ФЗ), так и управленческо-предпринимательские возможности (ст. 7 ФЗ) . Более того, согласно ст. 2 анализируемого Закона учреждения, которые сделаны госкорпорацией либо переданы ей по перечню, утвержденному Правительством РФ, также открытые акционерные общества, акции которых находятся в принадлежности компании, находятся в личной принадлежности компании.

———————————

Андреев В.К., Грищенко А.И. Указ. соч.

Госкорпорация «Росатом» представляет собой достаточно сложную структуру. Компания, являясь некоммерческой организацией, имеет учреждения, которые сделаны самой компанией либо переданы Правительством РФ от сейчас упраздненного Федерального агентства по атомной энергии, также открытые акционерные общества, которые сделаны в согласовании с законодательством и акции которых находятся в принадлежности компании. Другими словами, Госкорпорация «Росатом» состоит из учреждений и акционерных обществ.

Имуществом компании и организацией ее деятельности распоряжается сначала Президент РФ, который утверждает список открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной принадлежности и акции которых переданы компании в качестве имущественного взноса Русской Федерации. Президент РФ также утверждает список федеральных муниципальных унитарных компаний, в отношении которых компания производит от имени Русской Федерации возможности собственника имущества.

Правительство РФ утверждает список федерального имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за федеральными муниципальными унитарными предприятиями либо федеральными муниципальными унитарными предприятиями либо федеральными муниципальными учреждениями и права собственника которого от имени Русской Федерации производит компания. Правительство РФ также утверждает для госкорпорации муниципальный оборонный заказ.

Имущество госкорпорации, как понятно, является ее собственностью. Оно формируется за счет имущественных взносов Русской Федерации, доходов, получаемых от деятельности компании, субсидий федерального бюджета, средств особых запасных фондов компании, добровольческих отчислений и пожертвований, также имущества, приобретенного по другим основаниям. Правительство РФ утверждает список имущества госкорпорации, совершение сделок с которым подлежит согласованию с Правительством РФ, и список имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

Элементами управления госкорпорации являются наблюдательный совет компании, генеральный директор компании и правление. В состав наблюдательного совета, который является высшим органом управления, входят девять членов, в том числе восемь — представители Президента РФ и Правительства РФ, также генеральный директор.

Посреди 30 5 видов деятельности, обозначенных в ст. 15 ФЗ о Госкорпорации «Росатом», главными являются создание, передача, рассредотачивание и реализация электронной и термический энергии, поставка продукции, выполнение работ, оказание услуг для федеральных муниципальных нужд, проведение базовых исследовательских работ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в установленной сфере деятельности. Таким макаром, можно не боясь утверждать, что госкорпорация и ее организации производят предпринимательскую деятельность, регламентированную ГК РФ.

Госкорпорация «Росатом» в целом и ее учреждения и открытые акционерные общества, входящие в ее состав, представляют собой трудно структурированный научно-производственный организм, в каком научно-производственные функции и операции по их управлению и координации соединяются в одно целое. Есть достаточные основания для утверждения, что описанная структура представляет собой единый научно-производственный комплекс, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Таким макаром, в первый раз в российскей истории Муниципальная компания «Росатом», сделанная в организационно-правовой форме юридического лица, выступает уполномоченным органом управления атомной энергией, наделенным возможностями от имени Русской Федерации производить государственное управление внедрением атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, созданием, утилизацией ядерного орудия и ядерных энергетических установок военного предназначения, также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

Закрепленная ФЗ о Госкорпорации «Росатом» структура производства, использования и утилизации отходов ядерной энергии ставит перед юридической наукой ряд трудноразрешимых заморочек.

Во-1-х, как муниципальная компания как личное юридическое лицо может заниматься нормативным правовым регулированием в области использования ядерной энергии?

Во-2-х, каким образом можно наделять личную компанию муниципальными возможностями от имени Русской Федерации производить государственное управление внедрением атомной энергией? Пункт 3 ст. 125 ГК РФ в этом случае совсем не применим. В нем говорится о выступлении юридических лиц от имени Русской Федерации по специальному поручению по выполнению каких-либо отдельных, разовых действий, а не повсевременно выполняемых муниципальных функций.

В-3-х, что все-таки собой представляет Госкорпорация «Росатом» как личное юридическое лицо, которому на праве принадлежности принадлежат муниципальные учреждения и открытые акционерные общества, сделанные Русской Федерацией и акции которых находятся в принадлежности компании? Список схожих вопросов можно расширить .

———————————

Андреев В.К., Грищенко А.И. Указ. соч.

Госкорпорация «Росатом» — новенькая организационно-экономическая, предпринимательская структура, реализация деятельности которой на практике просит новых подходов в правовом регулировании предпринимательской деятельности, когда одними рыночными рычагами обойтись нереально .

———————————

Андреев В.К., Грищенко А.И. Указ. соч.

Рассмотрев на примере Гос компании «Росатом» структуру, нормативное регулирование и возможности такового образования, как муниципальная компания, можно сделать вывод, что на данном шаге развития русского законодательства муниципальные компании не имеют достаточной нормативной базы и, как следует, их правовая природа просит предстоящего исследования и закрепления.

Президентский совет по кодификации и совершенствованию штатского законодательства подготовил проект Концепции развития законодательства о юридических лицах, в каком излагается мысль упразднить госкорпорации .

———————————

www.privlaw.ru

Мысль упразднить организационно-правовую форму госкорпорации базирована на том, что таковой формы, на самом деле, не существует и любая госкорпорация имеет свои специальные черты. По воззрению А. Маковского, «Соединение в госкорпорации функций коммерческой организации и органа гос власти в итоге приведет к тому, что имущественная ответственность за результаты их хозяйственной деятельности может быть возложена на правительство» .

———————————

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1140290

Разработчики концепции предлагают преобразование госкорпораций сделать постепенным. А в качестве первого шага разработчики концепции предлагают установить законодательный запрет на создание новых госкорпораций.

  • Основная
  • Поиск
  • Контакты
  • Отзывы
  • Электрическая доставка документов
  • Добавить книжку либо статью
  • Задачки и испытания
  • Классика русской цивилистики
  • Комменты законодательства
  • Лекции
  • Монографии
  • Повторяющиеся издания
  • Сборники статей, материалы конференций
  • Русское право
  • Судебная практика
  • Учебная литература
  • Шпаргалки
  • Энциклопедии и словари

Оставить комментарий

Выш Mail не будет опубликован


*


Эффективное производство:

Производственная компания Мастерская Своего Дела предлагает различное оборудование и технологии для развития малого бизнеса и предпринимательства.
Контакты компании:
г.Александрия, Украина,
Куколовское шоссе 5/1А

Календарь

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Свежие записи

Статистика

Архивы