Курсовая экономика финансовая эффективность инвестиций и серьезных вложений
3. Защита зарубежных инвестиций.
Процесс инвестирования связан с определенными рисками для забугорных
бизнесменов, при этом кроме коммерческих есть так называемые
некоммерческие опасности, которые обусловлены политической, экономической и
правовой нестабильностью в стране. Есть такие понятия как
неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота либо
некорректность инфы обусловленной реализацией проекта. Неопределенность
характеризуется понятием риска. Риск — возможность утраты бизнесменом
его средств либо активов.
При расчете эффективности проекта принято учесть последующие виды
неопределенностей и рисков:
1. Риск, связанный с непостоянностью экономического законодательства и
текущей экономической ситуацией, также критерий инвестирования и
использования прибыли.
2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ либо введения
ограничений на торговлю).
3. Непостоянность политической ситуации, неблагоприятные социально-
политические конфигурации в стране либо регионе.
4. Возможность конфигурации денежных курсов цен и рыночной конъюнктуры.
5. Неопределенность природно-климатических критерий, возможность
стихийных бедствий.
6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования,
технологический брак).
В этой связи очень важным моментом является система гарантий,
предоставляемых зарубежным инвесторам. Закон об зарубежных инвестициях
предугадывает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к
следующему:
• Недискриминационный режим зарубежных инвестиций. Правовой
режим зарубежных инвестиций на местности Республики Беларусь, условия
деятельности зарубежных инвесторов и создаваемых с их ролью компаний не
могут быть наименее подходящими, чем соответственный режим для имущества и
имущественных прав, также условия для вкладывательной деятельности юридических
и физических лиц Республики Беларусь, не считая случаев, предусмотренных Законом.
На самом деле, Закон предоставляет зарубежным инвесторам государственный режим, хотя
и с некими ограничениями и рядом преференций. Нужно сказать, что
закрепленный в Законе принцип государственного режима является в странах с
рыночной экономикой главным по отношению к зарубежным инвесторам, при этом
данный принцип закреплен в целом ряде интернациональных соглашений, в
частности, таких как «Руководящие принципы для интернациональных инвестиций»
(1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация о
интернациональных финансовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.).
Вкладывательный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь, также, как
и Закон, устанавливает государственный режим для зарубежных инвесторов,
указывая на то, что государство гарантирует равенство прав, предоставляемых
инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм принадлежности инвестора,
организационно-правовой формы и страны регистрации юридического лица-
инвестора и гражданства (подданства) физического лица инвестора.
Вкупе с тем следует увидеть, что в нашей стране еще как бы нет соответственных
критерий для реализации данного режима. Как и в других странах с переходной
экономикой, в Беларуси есть как минимум три фактора, которые требуют
введение для зарубежных инвестиций определенных исключений из государственного
режима.
Во-1-х, государственный режим осуществления хозяйственной деятельности в
Беларуси почти во всем непривлекателен для зарубежных инвесторов, а время от времени и
противоречит их интересам. Иностранный инвестор часто не может
согласиться с потерями, связанными с применением к нему государственного режима.
Во-2-х, имеются суровые различия меж государственным режимом Беларуси и
режимами развитых государств, экспортирующих капитал. Многие зарубежные
предприниматели, невзирая на преференции и гарантии, не рискуют вкладывать
средства в русскую экономику. Сильный налоговый пресс, большой удельный
вес гос собственности, нестабильное законодательство, слабая
предпринимательская инфраструктура, негативное отношение в обществе к
бизнесменам — вот только некие из причин, негативно
характеризующих государственный режим ведения хозяйственной деятельности. Все
это значит, что в таковой ситуации определенная часть зарубежных инвестиций
в национальную экономику будет просто упущена.
В-3-х, интересы вербования иностранного капитала обуславливают особенные
льготы и гарантии для инвесторов, хотя с общетеоретической точки зрения
государственный режим является самым оптимальным общим правовым режимом,
который можно представить в связи с воплощением инвестирования.
Необходимо подчеркнуть, что по вопросу выбора оптимального режима зарубежных
инвестиций высказываются тотчас самые полярные точки зрения. Некоторые
спецы отдают предпочтение преференциальному режиму, так как
предоставление такового режима полностью оправдано в связи с тем, что
инвестирование осуществляется в особо социально значимую и поболее рискованную
сферу производства вещественных и духовных благ. «Преференциальный режим», с
их точки зрения, позволяет, к примеру, восполнить дополнительные расходы
инвесторов, которые не появляются у других видов субъектов экономических
отношений. Подобный режим является стимулирующим для привлечения инвестиций
в национальную экономику.
Другие — исходят в собственных суждениях из концепции регулирования зарубежных
инвестиций в рамках законодательства о конкуренции.
Соглашаясь в целом с позицией последних, следует отметить, что реализация
концепции, которую они предлагают, по нашему воззрению, является отдаленной
перспективой, так как мысль привлечения зарубежных инвестиций на базе
законодательства о конкуренции может быть претворена в жизнь исключительно в
критериях сложившейся рыночной экономики. В критериях нестабильной правовой
базы и в отсутствии определенных гарантий зарубежные инвесторы навряд ли
отважутся на сколько-либо крупные вложения в экономику страны-реципиента.
• Гарантии от конфигурации законодательства. В случае если акты
законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с
иностранными инвестициями, усугубляют положение и условия зарубежных инвесторов
и создаваемых с их ролью компаний (т. е. на их возлагается
дополнительные или увеличенные по сопоставлению с ранее существовавшими
обязанности либо они ограничиваются или лишаются имевшихся прав), то к
инвесторам, предприятию с зарубежными инвестициями и (либо) зарубежным
инвестициям в течение 5 лет применяется законодательство, действовавшее на
денек регистрации предприятия с зарубежными инвестициями. Совместно с тем данные
требования не распространяются на изменение законодательства республики в
области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны
здоровья населения.
• Гарантии от принудительных отчуждений. Зарубежные инвестиции
не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены,
принудительно куплены или взяты либо подвергнуты другим действиям,
эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению зарубежного инвестора его
права принадлежности или контроля либо существенного достоинства его
инвестиций, кроме как по приговору либо решению суда, также по мотивам
публичной безопасности, при соблюдении определенных законом критерий и
порядка, со своевременным и полным компенсированием цены отчужденного
имущества.
Российский законодатель предугадывает, что убытки, причиненные
зарубежному инвестору или предприятию с зарубежными инвестициями в
итоге принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение
о принудительном отчуждении. Но в Законе не обозначено, какие органы вправе
принимать подобные решения. Не определено также, что представляет собой
изъятие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано истолкование
национализации и реквизиции. При этом, если в ст. 243 Штатского кодекса дано
понятие реквизиции, то о национализации законодатель умалчивает, так как
ст. 245 того же кодекса «Национализация» всего только отсылает к
специальному закону о порядке и критериях национализации.
Вкупе с тем препядствия национализации собственности значимым образом
оказывают влияние на вкладывательный климат. Акты национализации и огосударствления
личной принадлежности как национальной, так и зарубежной, после 1917 года
без какой бы то ни было компенсации, исходя из убеждений интернационального права
числятся неправомерными. Радостно, международно-правовая практика Беларуси
(в подписанных и ратифицированных инвестиционных договорах) пошла по пути
признания правомерности актов легитимной национализации только при условии
выплаты компенсации за национализированное имущество. Представляется
необходимым закрепить в Законе положение, в соответствии с которым
национализация будет рассматриваться, как исключительная мера и решение о
ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться
определенной гарантией для зарубежных инвесторов.
• Гарантии компенсации при возмещении убытков от нелегальных действий
муниципальных органов и их должностных лиц. Убытки, понесенные
зарубежным инвестором в итоге выполнения им акта, решения, указания
муниципальных органов либо их должностных лиц, нарушивших права инвестора,
предприятия, также убытки, полученные в итоге ненадлежащего выполнения
такими органами либо их должностными лицами в отношении инвестора или
предприятия обязательств, предусмотренных законодательством Республики
Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация
должна быть своевременной, адекватной и действенной.
К огорчению, законодатель не установил конкретного срока, в течение которого
должна быть выплачена компенсация, указав только, что она должна выплачиваться
без задержки. Таким макаром, есть основания усомниться в эффективности
вышеназванной гарантии.
• Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности.
После уплаты налогов и сборов зарубежным инвесторам в отношении принадлежащих
им доходов, приобретенных от использования их инвестиций, гарантируются последующие
направления использования доходов:
• внедрение их на цели инвестирования и реинвестирования, также на
покупку продуктов на местности Республики Беларусь;
• внедрение их на покупку другой валюты на внутреннем рынке Республики
Беларусь;
• беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения
инвестиций либо в всякую другую страну.
Данным гарантиям придается огромное значение фактически во всех соглашениях о
поощрении и обоюдной защите инвестиций. Гарантия перевода капиталов и
прибылей связана с ежедневной инвестиционной деятельностью и составляет
базу таких соглашений.
• Страхование имущества. Одним из традиционных, довольно
действенных методов защиты имущественных прав физических и юридических лиц
является страхование. Возможность застраховать свои вложенные средства
является для инвестора гарантией того, что в случае их утраты он получит хотя
бы частичное возмещение утрат в виде страхового возмещения. Подавляющее
большинство законов забугорных государств об иностранных инвестициях содержат
правило, в согласовании с которым инвесторам представляется возможность самим
определять, стоит им пользоваться страховой защитой собственных имущественных
интересов. Белорусский Закон не является в этом смысле исключением. В
согласовании со ст.37 Закона страхование имущества и рисков предприятия с
иностранными инвестициями осуществляется по его усмотрению в всех
организациях, осуществляющих страховые функции на легитимных основаниях, если
законодательством Республики Беларусь не предусмотрено непременное
страхование. Но специальный закон «О страховании» в значимой степени
элиминирует способности защиты иностранных инвесторов методом страхования, как
ни парадоксально это звучит. Дело в том, что по смыслу ст. 7 вышеназванного
закона, зарубежные юридические и физические лица, инвестирующие собственный капитал
в экономику Республики Беларусь, имеют
право застраховать собственный материальный энтузиазм только у страховщиков
Республики Беларусь. Такое положение, обычно, не соответствует
интересам зарубежных инвесторов, потому что они предпочли бы страховать свои
интересы в узнаваемых им страховых организациях, т. е. у себя в стране либо в
страховых компаниях, чья надежность не вызывает у их сомнения. Не считая того,
в ситуации, когда для Беларуси является соответствующим отсутствие массивных личных
страховых компаний, способных страховать большие вкладывательные проекты,
институциональные инвесторы не решаются вкладывать значимые средства в
экономику республики, в том числе и по этой причине.
Совместно с тем, в деле страхования зарубежных инвестиций нашим государством
изготовлен целый ряд положительных шагов. А именно, для реализации защиты
инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программка вербования
инвестиций в экономику Республики Беларусь» констатировала необходимость
обеспечить максимально вероятное взаимодействие страховых обществ с
большими забугорными перестраховщиками. Предлагалось также решать делему
страхования методом организации страховых пулов, создания института страховых
брокеров, что позволило бы в недлинные сроки очень использовать
имеющийся страховой капитал, распределить риски меж страховыми
организациями республики (данные предложения были реализованы в целом ряде
нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). В конце концов, в качестве
важной меры предусматривается создание Государственного перестраховочного
общества с уставным капиталом в размере более 6 млн. баксов США с
участием страны и зарубежных страховых и перестраховочных обществ, а
также Глобального банка.
Рассмотренные здесь трудности свидетельствуют о необходимости скорейшей
разработки (предпочтительно на уровне закона) точного механизма реализации
гарантий зарубежных инвесторов с учетом высказанных замечаний и предложений.
В противном случае некие гарантии останутся всего только декларацией, а
при таких критериях нельзя рассчитывать на значимые объемы инвестиций.
4.Финансовая эффективность инвестиций и серьезных вложений.
Необходимость резвого технического и технологического переоснащения
компаний, увеличение конкурентоспособности их продукции конкретно
связаны с инвестированием.
В последние годы в критериях общего кризиса экономики, нехватки собственных
денежных ресурсов, недостатка экономных средств происходит сокращение
инвестиций в экономику. Объем инвестиций за последние 10 лет свалился более
чем на 50%. В 1993 году удельный вес инвестиций в ВВП составил 25,3%, в
первом квартале 2001 года— 13,3%. При всем этом толика финансовложений
производственного нрава в общем объеме инвестиций меньше половины
(48,9%).
Инвестированные ресурсы часто употребляются неэффективно, и, как следствие,
появляется неувязка «долгостроев», задолженности по кредитам. Данная практика
инвестирования ведет к расточительству денежных ресурсов. Происходит
связывание денег, которые могли бы быть ориентированы в более
действенные производства и проекты. Потому в данных критериях необыкновенную
актуальность приобретает неувязка оценки вкладывательных проектов.
Современные способы оценки вкладывательного проекта предполагают
всесторонность, объективность анализа, завышенные требования к расчетам.
Разглядим более принципиальные составляющие данной оценки:
=> порядок расчёта и оценки денежных коэффициентов эффективности;
=> анализ движения наличных средств;
=> определение стойкости проекта.
При оценке эффективности вкладывательных проектов следует различать:
• коммерческую (финансовую) эффективность — выгоду с
точки зрения реализующего проект субъекта хозяйствования;
• экономную эффективность — денежные последствия
осуществления проекта для республиканского и (либо) местного бюджета;
• экономическую эффективность — издержки и результаты,
связанные с реализацией проекта, выходящие за границы прямых финансовых
интересов участников вкладывательного проекта.
Базу оценки вкладывательного проекта составляет такое понятие, как
соизмерение издержек и результатов на его реализацию.
Общие вкладывательные расходы состоят из серьезных затрат и
издержек под обратные средства. В свою очередь серьезные издержки включают
прединвестиционные расходы (издержки на маркетинговые исследования, разработку
технико-экономического обоснования и бизнес-плана, компанию производства),
сметную стоимость строительства (цена оборудования и
строительно-монтажных работ).
Согласно Советам по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов,
утвержденным 31.03.99 г. Министерством экономики Республики Беларусь, в
качестве результата выступают незапятнанная прибыль и амортизационные отчисления.
Отнесение амортизационных отчислений к результатам полностью правомерно, потому что в
итоге реализации проекта субъект хозяйствования получает, вместе с
прибылью, и определенную сумму амортизационных отчислений для восстановления
основного капитала, которым он преждевременное не располагал.
Имеющиеся способы оценки эффективности инвестиций можно
подразделить на 2 группы:
1. Обыкновенные, либо статистические способы.
2. Способы дисконтирования.
К обычным, либо обычным, показателям оценки инвестиций
относятся коэффициент эффективности (рентабельность) и срок окупаемости.
Коэффициент эффективности — это отношение среднегодовой суммы
прибыли к сумме финансовложений. Показатель отражает, какая часть
вкладывательных издержек возмещается в течение 1-го года планирования. На
основании сопоставления расчетной величины рентабельности со средним уровнем
доходности по отрасли либо нормативным проводится заключение о необходимости
реализации вкладывательного проекта.
Срок окупаемости — период возмещения инвестиций. В международной
практике данный показатель определяется методом суммирования доходов до тех
пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций. В
российскей практике данный показатель рассчитывается как отношение суммы
инвестиций к среднегодовой величине прибыли. Потому что характеристики прибыли в
начале и в конце периода неодинаковы, то происходит занижение срока
окупаемости.
Проект считается применимым, если срок окупаемости удовлетворяет требованиям
кредитора.
Недочеты обычных характеристик: не учитывается фактор времени, другими словами
изменение цены средств с учётом времени. Однообразная величина средств сейчас
и через определённый период времени имеют разную цена из-за
обесценивания средств в итоге инфляции, доходности капитала.
Для учёта временной цены средств употребляются дисконтированные аспекты
эффективности вкладывательного проекта.
Дисконтирование – это процесс приведения экономических характеристик различных лет
к сопоставимому по времени виду. Установление нынешнего эквивалента
суммам, выплачиваемым в дальнейшем, определяется как произведение будущих
поступлений средств на коэффициент дисконтирования. Расчет коэффициента
дисконтирования приведен ниже:
D = 1/(1+i)n,
где D — коэффициент дисконтирования;
I — дисконтная ставка;
n — длительность инвестирования.
В качестве дисконтной ставки могут выступать средняя депозитная либо
кредитная ставка, персональная норма доходности с учетом инфляции и уровня
риска, другая норма доходности по другим вероятным видам инвестиций,
норма доходности по текущей хозяйственной деятельности.
Для оценки необходимости проведения издержек в данный период, чтоб получить
выгоды в дальнейшем, рассчитываются последующие дисконтированные характеристики:
1. Незапятнанный приведенный доход, который представляет собой разницу меж
приведенными к истинной цены (методом дисконтирования) будущих валютных
потоков за весь период реализации бизнес-плана и суммой инвестируемых средств.
Данный показатель должен быть положительным, в оборотном случае инвестор
не получит свои средства назад.
2. Индекс доходности (рентабельности) инвестиций — это отношение
приведенного валютного потока к сумме инвестируемых средств. Его величина
должна быть больше единицы,
3. Внутренняя норма рентабельности представляет собой ставку
дисконтирования, при которой незапятнанный приведенный доход в процессе
дисконтирования будет приведен к нулю.
4. Оживленный период окупаемости — срок, в течение которого результаты
поочередного сложения дисконтированной незапятанной прибыли сравняются с
величиной инвестиций.
При рассмотрении других проектов, в том числе с разными показателями
эффективности по чистому приведенному доходу и внутренней норме
рентабельности, нужно отдавать предпочтение первому показателю, потому что
в этом случае выходит больше (в абсолютном значении) выгод от
реализации проекта.
В случае финансирования за счет экономных средств, осуществления
гос поддержки в неотклонимом порядке рассчитывается экономная
эффективность.
Выгода для бюджета представляет собой разницу меж будущей
величиной уплачиваемых налогов в итоге реализации проекта и субсидиями
(налоговые льготы, льгота по кредиту). Проект должен соответствовать
экономическим ценностям страны.
При финансировании проекта государством либо (и) международными финансовыми
фондами определяется финансовая эффективность. Подразумевается
рассчитывать эффективность инвестиций без учета обслуживания долга (выплаты
процентов и погашения основного долга), потому что данные издержки приводят не к
использованию (расходу) валютных ресурсов, а только к их перераспределению.
Не считая того, для определения выгод в целом для общества нужно рассчитывать
следующие количественные характеристики: создание дополнительных рабочих мест,
повышение объемов производства и, соответственно, уменьшение недостатка
определенной продукции; рост доходов населения за счет роста занятости и
понижения цен.
Анализируя эффективность избранной вкладывательной стратегии, следует оценивать
экологические наружные эффекты (экстреналии). Если может быть вред выразить
количественно, то его нужно отразить в издержках проекта. При трудностях
измерения данные нехорошие стороны проекта следует выявить в высококачественном
анализе.
Оценка вкладывательного проекта должна в неотклонимом порядке включать
анализ последовательности платежей и поступлений денег во времени
(в западной экономической литературе данный поток денег получил
заглавие cash-flow). Критерием принятия проекта является положительное
сальдо в любом временном интервале. Отрицательная величина свидетельствует
о необходимости вербования заемных средств и, в итоге, о понижении
эффективности из-за дополнительных расходов на выплату процентов за данный
кредит. При всем этом шаг расчета должен быть для первого года сроком в
один месяц. В оборотном случае появляется опасность не выявления нехватки
валютных ресурсов в определенные периоды (например, во время сезонной закупки
сырья для перерабатывающих предприятий).
На эффективность вкладывательного проекта огромное воздействие оказывают
инфляционные процессы, происходящие в экономике. Снижение
результатов вкладывательной деятельности в связи с
инфляцией обосновано последующими причинами:
1. Финансирование будущих издержек в итоге увеличения общего уровня цен
возрастет. Превышение сметных издержек, вызванных инфляцией, должно
рассматриваться не как превышение запланированных расходов, как
дополнительное заимствование. По данным займам следует предугадать
выплату процентов и долга. В оборотном случае предприятие столкнется с кризисом
ликвидности.
2. Цена главных фондов, обретенных для проекта, через определенное
время в итоге инфляции обесценится. В результате амортизационные
отчисления и, соответственно, себестоимость будут искусственно занижены, а
прибыль завышена, что приведет к возрастанию реальных сумм налога.
3. Обесценивание товарно-материальных припасов и, соответственно, повышение
налогового бремени. Другими словами предприятие будет вынуждено платить так
именуемый «инфляционный налог».
4. Инфляция оказывает влияние на номинальную ставку кредитования. Другими словами сразу с
увеличением цен на ресурсы и свою продукцию следует предугадать
повышение суммы процентов по кредиту.
Для достоверной оценки результатов хозяйственной деятельности, в том числе
вкладывательной, в критериях инфляции следует разрабатывать планы в
текущих ценах.
Планируемый итог всегда далек от определенности. Следующим принципиальным шагом
оценки эффективности инвестирования является оценка рисков реализации проекта,
определение степени воздействия на результаты причин наружной среды.
В забугорной практике употребляются такие способы для оценки риска реализации
проекта, как способ пороговых значений, анализ чувствительности, методика
моделирования.
Анализ риска, основанный на «пороговых значениях», определяет очень
вероятное отклонение переменных величин (стоимость ресурсов, инфляция, объемы
производства и реализации проекта). В зарубежной практике для данных целей
употребляется расчетно-конструктивный способ определения точки безубыточности
объема производства.
Чувствительность проекта — это устойчивость проекта по отношению к
изменениям главных наружных и внутренних характеристик, заданных в качестве
допустимых. Метод расчета можно представить последующим образом (рис. 4.1):
Набросок 4.1. Анализ чувствительности проекта
Таким макаром, при высочайшей вероятности увеличения цен на материальные ресурсы
проект становится неэффективным.
Внедрение вышеизложенных способов оценки инвестиционного проекта позволит
довольно беспристрастно найти эффективность вкладывательной деятельности,
избежать ошибок в выборе объектов вложения денежных ресурсов.
5. Планирование, финансирование и кредитование серьезных вложений.
Стратегическое планирование развития компаний предугадывает обоснование
нужных серьезных вложений, либо инвестиций, на
осуществление грядущих проектов. В состав финансовложений входят денежные
ресурсы, либо вкладывательные средства, связанные с приобретением, содержанием и
расширением главных производственных фондов, нематериальных активов, обратных
средств и других видов принадлежности компаний и компаний.
Главные фонды — это часть средств производства, которые неоднократно
употребляются в хозяйственной деятельности, не изменяя свою первоначальную
вещественно-натуральную форму Цена главных производственных фондов
переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и ворачивается
предприятию после реализации продукции либо услуг. Процесс переноса цены
главных фондов принято называть амортизацией. К главным фондам
относятся строения, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и
оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника,
тс, технологическая оснастка, хозяйственный инвентарь и
т.д.
Нематериальные активы включают цена объектов промышленной и
умственной принадлежности и других имущественных прав. К нематериальным
активам, применяемым в течение долгого периода хозяйственной деятельности
и приносящим доход, относятся:
• права, возникающие из авторских и других договоров на произведения науки,
компьютерные программки, изобретения;
• аренда земляных участков и др.
Такие активы по собственному экономическому предназначению напоминают основные
средства. Они также употребляются в течение долгого времени, приносят
прибыль их обладателю, не теряют с течением времени свою первичную цена. На
нематериальные активы тоже начисляется амортизация. Особенностью данных
активов является отсутствие материально-вещественной формы, сложность
определения их цены и расчета прибыли от их внедрения.
Обратные средства состоят из обратных фондов и фондов обращения.
Обратные фонды по собственному вещественном содержанию представляют разные
вещественные припасы, ресурсы. Они однократно участвуют в производственном
процессе, изменяют свою натурально-вещественную форму и на сто процентов переносят
цена на создание продукта либо услуги. Фонды воззвания связаны с
продажей готовой продукции. Они включают изготовленные продукты, припасы
ресурсов, деньги на расчетных счетах и в кассе предприятия. По
нраву роли в процессе производства и реализации продукции обратные
фонды и фонды воззвания плотно сплетены меж собой, перебегают из сферы
производства в сферу воззвания, и потому они учитываются в валютной форме как
единые обратные средства.
Серьезные вложения, либо инвестиции, на предприятиях планируются на
воплощение последующих инноваторских проектов:
=> выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских,
технологических и организационных работ;
=> приобретение, демонтаж, доставка, установка, наладка и освоение
технологического оборудования и оснащение производственного процесса;
=> освоение производства продукции и доработка опытнейших образцов изделия,
изготовка макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;
=>строительство и реконструкция построек и сооружений, создание либо аренда
производственных площадей и рабочих мест, также других элементов главных
фондов, конкретно связанных с воплощением проекта производства новых
продуктов;
=> пополнение норматива обратных средств, вызванное внедрением проектируемых
процессов либо созданием продукции;
=> предотвращение отрицательных соц, экологических и других
последствий, вызванных внедрением предлагаемых проектов.
Общая величина планируемых серьезных вложений включает все суммарные
издержки на выполнение предусмотренных в стратегическом плане проектных
работ. Используя главные характеристики стратегического планирования, можно
составить план финансовложений по отдельным производственным подразделениям
либо предприятию в целом на требуемый плановый период.
В общем виде, к примеру, суммарную величину требуемых серьезных вложений в
технологическое оборудование можно найти по последующей формуле:
Коб=Це*Ке+Тр+Ссмр+Апл+Знир+Зпкр
где Коб — общая сумма серьезных вложений;
Це — рыночная стоимость единицы оборудования;
Ке — количество требуемых единиц оборудования;
Тр— транспортные расходы;
Се — цена строительно-монтажных работ;
Апл — аренда (цена) производственной площади;
3нир — издержки на научно-исследовательские работы;
3пкр— издержки на проектно-конструкторские работы.
Подобные расчетные зависимости либо модели могут быть составлены по каждому
подразделению предприятия, виду производственных ресурсов, типу поставщика
либо сектору рынка и т.п. Они могут быть применены на всех предприятиях
для расчета требуемых серьезных вложений и оценки инвестиционных
последствий различных плановых решений. Эти последствия можно оценивать
для ряда соответственных допущений относительно будущих критерий
хозяйственной деятельности. Основная структура серьезных вложений в
производственную сферу предприятия представлена на рис. 5.1. Как видно,
величина капитальных вложений на отдельные виды ресурсов, также
производственные затраты и конечные денежные результаты имеют тесноватую
взаимозависимость. Например, количество продукции, которое планируется
реализовать на рынке, находится в зависимости от наличия производственных мощностей в дальнейшем,
что в свою очередь — от планируемого объема продаж. Аналогично издержки
производства зависят от суммы серьезных вложений, инвестируемых в
производственную сферу.
Планы финансовложений обычно разрабатываются на годичные инвестиционные
проекты, но могут быть составлены и для более долгого срока, например, на
5 либо 10 лет. Вкладывательные проекты можно использовать для оценки
различных денежных последствий других средств, ресурсов, также
критерий внутренней либо наружной среды. Они могут быть использованы в долгосрочном
планировании таких характеристик деятельности компании, как доход на инвестиционный
капитал, дивиденды на акцию, прибыль на единицу проданной продукции, общий
доход на акцию, толика продаж на рынке и т.д. В забугорной вкладывательной
деятельности плановые расчеты и модели обширно применяются при разработке
рыночной стратегии компании, политики вербования денег, программы
технического развития, модификации технологии и т.д.
Стратегическое планирование финансовложений позволяет каждому
предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые
могут обеспечить получение лучших из ряда вероятных социально-экономических
результатов. Оно служит не только лишь основой оценки экономической эффективности
вкладывательных проектов, да и является аналитическим инструментарием, с
помощью которого можно отыскать правильные ответы на последующие вопросы:
• Какой общий объем финансовложений может либо должна сделать фирма в
плановом периоде?
• Какие определенные вкладывательные проекты должна принять компания в дальнейшем
времени?
• Из каких источников будет финансироваться вкладывательный портфель компании?
Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тесно связаны
меж собой. Они не должны сводиться к нахождению обычных ответов о том,
какое направление финансовложений следует финансировать из данного объема
средств, так как на данный момент и объем заимствования, и размер эмиссии акций
являются переменными значениями, которые постоянно находятся под контролем
высшего управления конторы. Потому все решения о выборе вкладывательного
проекта и получении фондов в идеальном случае должны приниматься
сразу. В свою очередь, отбор проекта не может быть изготовлен предприятием
без учета его цены, на величину которой оказывают огромное воздействие
способности получения необходимых инвестиций.
Анализ эффективности инвестиций дает ответы на все поставленные вопросы. В
конечном счете, он делает предприятию возможность свободного выбора такового
варианта рассредотачивания расходов в пространстве и времени, который в дальнейшем
может дать наивысшую прибыль либо доход на вложенный капитал. С учетом
выработанных в теории вкладывательных решений и методологических положений
максимизация дохода либо приращение капитала могут быть достигнуты по правилу
или незапятанной дисконтированной цены, или внутрифирменной нормы прибыли.
В том и другом случае требуется правильное определение цены капитала.
Она представляет собой цена применяемых для финансирования проектов
ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке либо рассчитана как
другая цена. При оценке инвестиционного проекта цена
капитала должна делать роль малого норматива окупаемости издержек,
который перекрывается применимыми результатами. Безупречным будет таковой вариант
проекта, когда цена капитала автоматом устанавливает величину общего
вкладывательного бюджета конторы, потому что должны выбираться решения,
обеспечивающие возможность получения доходов, равных либо превосходящих
цена капитала. Такая вкладывательная политика ведет к максимизации прибыли
и благосостояния акционеров, так как в стратегические планы предприятия
включаются только те проекты, которые наращивают общую сумму его незапятнанного
дисконтированного дохода.
В процессе планирования финансовложений на стратегические либо долгосрочные
проекты цена капитала и совокупные доходы будут неопределенными. В
связи с этим при расчетах обычно подразумевается, что общая цена фондов
на рынке отражает не только лишь существующую стоимость денежных средств с учетом
доходов грядущего периода, но также и степень риска, связанного с их
внедрением в хоть какой определенной фирме либо на предприятии. Не считая того,
нужно учесть предполагаемый период
осуществления вкладывательного проекта, вербование собственных либо заемных
денеж-
Набросок 5.1. Структура финансовложений предприятия.
ных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования проектов и
многие другие причины неопределенности, как внутренней среды, так и внешнего
окружения предприятия.
В рыночных отношениях промышленных компаний, банковских структур и денежных
организаций основными источниками инвестиций являются собственные
доходы компаний и организаций, завлеченные капиталы акционеров и учредителей,
целевое финансирование из федеральных либо региональных фондов, кредиты
коммерческих банков, выпуск ценных бумаг либо эмиссия акций компаний,
спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников
финансирования финансовложений существует много общих правил и особенностей
максимизации результатов и минимизации издержек.
В современной забугорной экономической теории и хозяйственной практике нет
разногласий относительно роли цены капитала, но нет согласия
относительно этого понятия, а, как следует, и его измерения. В мире
современных рынков и финансово-экономической стабильности таковой трудности не
существует. Результаты действенной финансовой деятельности многих забугорных
компаний и компаний издавна уже обосновали, что в критериях определенности ставка
процента играет роль цены капитала и представляет собой рыночную ставку
обмена меж нынешними и будущими средствами. Так как риск в данном случае
отсутствует, то тут нет различия меж ценой долга и акции. Доходность
хоть какого инвестиционного проекта находится в зависимости от критерий рынка капитала,
определяющих ставку процента, которая регулирует спрос и предложение
средств. Приемлемость проекта зависит приемущественно от величины рыночной
ставки процента. Иными словами, он может быть принят при одних ставках и не
рекомендован при других. Как следует, ставка процента, вобщем, как и неважно какая
другая рыночная стоимость, делает свою распределяющую роль. Она также
делает эту функцию и в критериях неопределенности, когда одна ставка
процента заменяется рядом других, любая из которых связана с различной
степенью неопределенности в планировании издержек и результатов.
Таким макаром, действующая в критериях рынка учетная ставка процента либо
норма прибыли на капитал служит не только лишь основой долгосрочного планирования
требуемых инвестиций, да и рассредотачивания имеющихся денежных ресурсов. В
1-ые годы перехода от плановой экономики к рыночной учетная ставка
рефинансирования Центрального банка Русской Федерации выросла в сотки
раз, что лишило большая часть компаний возможности брать кредиты на
долгосрочное развитие. Наибольшая ставка Центрального банка Русской
Федерации в размере 210% пришлась на период с 15 октября 1993 г. по 29 апреля
1994 г., и потом пошло ее неспешное снижение. Коммерческие банки выдавали в
этот период кредиты предприятиям под 300 и поболее процентов годичных. В первом
полугодии 1998 г. минимальная ставка составляла 30%, средняя — 50%,
наибольшая — 150%. По прогнозам, ставка безпрерывно будет понижаться после
2000 г. до 6%-10%, как в цивилизованных рыночных странах. В США, к примеру,
она составляет 5,75% годичных.
Понижение учетной ставки будет содействовать широкому использованию банковских
кредитов для подъема производства на российских предприятиях.
Кредитование всех компаний и организаций делается на базе
принципов срочности, возвратности, платности, мотивированного назначения, залога
имущества и гарантии возврата, в согласовании с критериями контракта. Не считая
кредитов коммерческих банков, предприятия имеют на данный момент возможность использовать
для собственного длительного развития также другие источники финансирования.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что белорусская законодательная база еще
довольно несовершенна и недостаточна для обычного и устойчивого
протекания процесса вкладывательной деятельности.
Формы и способы муниципального регулирования вкладывательной деятельности
должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть
только запрещающими либо разрешающими, а должны быть ориентированы на
наибольшее сотрудничество с субъектами вкладывательной деятельности,
обеспечивать получение взаимной выгоды, как государству, так и инвестору. Для
устойчивого функционирования экономики страны нужна размеренная
работа производственных отраслей, а без вербования инвестиций поднятие
производства очень проблемно для белорусской экономики. А для
вербования в экономику РБ инвестиций нужно создание здорового
вкладывательного климата, и формы и способы муниципального регулирования
играют тут одну из главных ролей.
Серьезные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику
страны. Непрерывность и достаточность их являются неотклонимыми для
обычного функционирования экономики каждой страны. В текущее время
вкладывательная деятельность в стране осуществляется в критериях общего кризиса
ее экономики, непостоянности социально-экономического положения в стране.
Гиперинфляция, либерализация цен, недостаток бюджета, тяжелое финансовое
состояние компаний и организаций, платежный кризис, непрерывный рост
цены строительства, дорогой банковский кредит, также другие кризисные
явления вызвали резкое понижение объемов серьезных вложений, серьезного
строительства и ввода производственных мощностей и объектов строительства,
что определило спад производства нужной продукции. Одной из мер по
выводу экономики из кризиса должна являться активизация вкладывательной
деятельности, зачем нужно изыскать средства для дополнительных
серьезных вложений, навести их на выполнение приоритетных муниципальных
программ, обеспечить их целевое и действенное внедрение.
Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики процесс на
данном шаге развития Беларуси неминуемый. Так как, внедрение в
качестве инвестиций муниципальных займов и зарубежных кредитов, как
показала практика, очень неэффективно, нужно завлекать личный, в том
числе и зарубежный капитал в экономику РБ, и для этого необходимо
улучшать законодательную базу, регулирующую вкладывательный процесс в
Беларуси.
Литература
1. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М.: Инфра-М, 2000 г.
2. «Белорусский рынок» №№ 1-12, 2001 г,
3. Самуэльсон П. Экономика, 1 т. М.: 1995 г.
4. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Деньги и статистика, 1999 г.
5. Фадеев А., Рукин А. Вкладывательные ранцы. //Рынок ценных бумаг, №13, 2000.
6. Шойко С. Способны притягивать инвестиции. — «Белорусский рынок» 2001 г. №
14 с.16.
7. «Экономический бюллетень» № 1, 5, 6, 8, 2002 г.
8. Электрический архив газеты “Белорусский рынок” – www.br.minsk.by/archive
9. Экономика. Деньги. Управление. 2002, № 11
10. “Экономика предприятия”. 2001, № 7
11. “Главный бухгалтер”. 2001, № 37
12. “Белорусский фондовый рынок”. 2001, № 6.
Оставить комментарий