Этика — эффективность речевого взаимодействия — банк рефератов, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по разным дисциплинам — mixzona.ru

Этика (72)
Эффективность речевого взаимодействия
Размер: 18.01 KB
Скачан: 188
Добавлен: 16.09.2005

Этика - эффективность речевого взаимодействия - банк рефератов, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по разным дисциплинам - mixzona.ru

глядеть на рефераты похожие на «Эффективность речевого взаимодействия»

Столичный институт банковского дела

Факультет «Финансы и кредит»

Курсовая работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Тема: «Эффективность речевого взаимодействия»

Подготовила: Махмутова Г.А.

Педагог: к.н.д. Лихачев С.В.

План курсовой работы:

1. Российский литературный язык

2. Этика речевого общения

3. Речевое общение

4. Нормы литературного языка

5. Стилистическая система российского языка

6. Виды сладкоречия и жанры ораторской речи

1. Литературный язык- это форма существования государственного языка, как
такового средства речевого общения, которое должно быть понятно всем,
говорящим по-русски, а, как следует, и общеобязательно для всех. «Быть
всем понятным»- так Л.Ф.Щерба формулировал главное предназначение литературного
языка, его основную функцию, которая и делает его принятым, т.е.
литературным, а поэтому и общепонятным. Для того чтоб люди резвее и лучше
понимали друг дружку, все они должны гласить одним языком. Это требование
диктуется публичной необходимостью.

Российский государственный язык содержит в себе, вместе с литературным
языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, либо
территориальные, говоры, жаргоны и арго (социальные диалекты). Если
сравнить диалектный и литературный языки, то в первом увидим огромное
обилие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с
схожей либо монотипной стилистической хар-ой их обозначений.
Так, петушка в южнорусских говорах именуют кочетом, а в северорусских –
пеуном, кузнеца — соответственно ковалем и кузнецом. Подобные различия
наблюдаются в фонетике, орфоэпии, грамматике, словообразовании диалектов.

Литературный язык всегда стремится к тому, чтоб избежать фактов,
явлений, полностью тождественных по собственной семантике и функции, либо свести
такие слова и формы к допустимому минимуму.

Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы
исторического существования государственного языка.
2. Сведения из истории Р.Л.Я.: Древнерусская народность распалась на 3
вида (российская, украинская, белорусская), российская ветвь в первый раз
показала себя, как единая цивилизация в 1612 году при изгнании польско-
шведской интервенции. В эту эру и складывался российский государственный язык.
Роль литературного языка прямо до реформ Петра 1 делал церковно-
славянский язык, наследник языка древнеболгарского, понятный далековато не
всем, и потому совместно с реформами Петра появилась реформа Р.Л.Я.

Главные этапы формирования нормативной базы:

1) Пётр 1 реформировал Алфавит

2) Создание грамматики Ломоносовым

3) Конец 18 века – издан 1-ый словарь Российско-Академический.

В состав Р.Л.Я. вошли идентичные церковные слова:

Плен – полон

Млеко – молоко

Городской житель – гражданин

Агнец – ягненок

Главный – головной

(не обходительный – невежа) – (невежда – малосведущий)

Жаркий – (пылающий – форма глагола)

Надежда – (надежа (устаревшее))

Р.(Ц. слав.

Оро – гра

Ере – ре

Оло – ле, ла

Еле – ле

Же – жде

Ч – щ

Этика речевого общения – совокупа правил поведения, касающихся
дела к людям. Этикет выражается в самых различных сторонах нашего
поведения. Более важную роль в этикетном выражении отношений к людям
играет наша речь.
В обыденной речи этикет употребляется при установлении контактов.

1)Выбор Ты и Вы.

Ты – употребляется в воззвании к детям, близким людям, юные люди
снутри 1-го общества.

Вы – употребляется в других случаях и может быть отменен контрактом.

Аспирант доктора на Вы.

В неких ситуациях присутствие 3 лиц вынуждает перейти на Вы и
после контракта.

При желании можно возобновить контракт с разрешения 3 лиц.

2)Выбор воззвания к незнакомому собеседнику:

А. Воззвание ко многим незнакомым:
А) Стандартные – товарищи, граждане, дамы и господа
Б) Соответствующие – разлюбезные мои, дорогие
В) Неординарные – люд, пойдем, люди…
Г) Официозные – соотечественники, сограждане, россияне…
Д) Ситуативные – ребята, студенты, уч-ся

Б. Воззвание к одному незнакомому адресату:
А) Стандартные – гражданин, гражданка, госпожа, мадам
Воззвание дама является грубым, просторечным.
Б) Необычное – начальник, командир
В) По степени родства – мама, отец, брат, сестренка
Г) Профи – мастер, доктор, владелец, батюшка
Д) Просторечие – мужик, дама, дама
Е) Рекомендуемые – государь, боярыня (отмершие)
Ё) Эмоционально-выразительные – друг, землячок

3)Этикет:
А) Приветствие – доброе утро, денек, вечер, ночь
Б) Прощание – прощайте, доскорого свидания
В) Извинение – извиняюсь, прошу прощения
Г) Условности – просьбы (вам не тяжело; скажите, пожалуйста)

4)Совет (правила толкования)

Поварнин С.И. «Спор о теории споров»
а) не перебивай; б) выслушивай, не игнорируй; в) учитывай; г) не критикуй;
д) не наклеивай «ярлычки» — относительно человека к какой-нибудь общности; е)
не сформировывать просьбы и предложения в виде отрицательного вопроса; ё) не
гласить о присутствующем в 3 лице; ж) не спрашивать о том, о чем понимаете;
з) не просить о том, что повсевременно производится.
3. Вся людская деятельность, в т.ч. и общение, отражает соц.
условия, в каких она протекает. И наша речь, непременно, строится по-
различному зависимо от того, кто разговаривает, с какой целью, каким
методом, какие меж контактирующими дела. В одном из трудов по риторике
(риторика – наука и искусство сладкоречия). М.В.Ломоносов рекомендовал пишущим
и говорящим следить 3 вещи:

1) Состояние особы, к коей речь гласить либо писать письмо должно

2) Материю, которая предлагается

3) Состояние себя самого

Кто, кому и о чем – вот самое главное, что оказывает влияние на построение речи, по воззрению Ломоносова, который в этом случае опирается на многолетнюю традицию, идущую от античности.

Существенно тон речи и ее словесное содержание действует «заодно».

При этом соответствует мимика, жесты, поза и все наше поведение. Не случаем словом тон мы передаем воспоминание от речи в целом.

К примеру, «мне не приглянулся тон его письма!..». В прошедшем слово тон обозначало и общий нрав поведения человека. Гласили: неплохой тон, дурной тон. Выражение «задать тон» у Даля В.И. так: «Франтить, пускать пыль в глаза».

Общее: любые 2 собеседника стремятся к единой цели. Каждый показывает это рвение с соблюдением последующих правил:

1) Не отклоняться от темы

2) Не гласить больше и меньше, чем требуется

3) Не гласить того, что ты считаешь неверным и зачем нет достаточных оснований

4) Языковое оформление речи – будь краток, будь организован, опасайся непонятных слов, выражайся совершенно точно

Данные правила можно нарушить, сохраняя беседу:
А) В ироничной речи
Б) Драматичность – преувеличение, преуменьшение
В) Сокрытые выражения инфы.

Единицы речевого общения:

1) Речевые акты – это выражение, ограниченное сметой говорящего.

Типы речевых актов:

А) Сообщающий – информационный (вопрос, утверждение, возражение)
Б) Управляющий – директивный (просьба, приказ, угроза)
В) Действующий – хромотивный (обещание, объявление, клятва)
Г) Обходительный – смотри этикет.
2) Речевые жанры – это большие речевые произведения, способные включать в себя речевые акты (лекции, доклады, стихи, указы).

Отличия устной и письменной речи.

Не следует путать устную и письменную речи со стилем разговорным и
книжным. Устная речь спонтанна, она включает составляющие, не понятные в не
ситуации речи.

Это указания пространственные (слева, справа), временные и индивидуальные.
При записи устной речи она не становится письменной, т.к. указания,
связанные с ситуацией, теряют смысл.

Так как письменная речь лишена ситуативных указаний временных
пространств в официальных документах, всегда проставляется – личность, дата
и место.

4. Нормы литературного языка – это вариант языковой единицы,
предписанной словарем и справочником.

Признаки выбора норм:

1) Обычный – по традиции бухгалтера

2) Эталоны в литературе – в закуте у Есенина поклал – не верно

3) Система языка (аналоги) – кутать – закуток

4) Мировоззрение большинства говорящих – салями – средний род; кухня – кухонный

5) Частотность – компас – компас; наркомания; 1 банкнот

Функции языковой нормы

1) Обеспечение общей понятности

2) Преемственность поколений

3) Норма служит для обучения языку и для исследования языка

Нормы могут быть абсолютными и вариативными, беспристрастными и оценочными,
стилистическими и региональными. Норма может быть вызвана даже
политическими причинами и потому является предметом, сколько языковым либо
публичным.

5. Стилистическая система российского языка

Стилистика как самостоятельная наука считается детищем 20 века.
Но многие из вопросов, которыми она занимается, заинтересовывали и
тревожили людей уже в дальной древности. Этот энтузиазм связан с исконным
рвением людей к более полному занию и пониманию главных событий.

Более преждевременное свидетельство целенаправленного внимания к
организации языковых средств в тексте, к построению примерной речи
относится к 7 веку до нашей эпохи, т.е. за 27 веков до нас.

Правда в отношении стилистики заключается в том, что современная
стилистика соединяет воединыжды исследование чувственных и оценочных частей в
языке и многофункциональных разновидностей (стилей) литературного языка.

Система стилей

Официально-деловой стиль

1. Сведения из истории официально-делового стиля (ОДС) – был
представлен еще в эру Петра1.

Существенное воздействие на ОДС оказал церковно-славянский язык, откуда
пришли слова и обороты: пачи, напрасно, борще…

ОДС консервативен, не допускает проникания других стилей, потому
очень не достаточно меняется. Долгая история ОДС бедна событиями. Коренным
преобразованиям он подвергался 1 раз – после октябрьской революции, тогда
вышли из воззвания, титулования, со словом ваше, милостивый сударь, вошли
в употребление: сложносокращенное и абривиатура.

2. Особенности ОДС

1) Цель ОДС – зафиксировать и сохранить общественно-важные положения и установления

2) Для ОДС свойственны штампы, которые не числятся ошибкой, как в других стихиях, так как позволяют упростить создание, чтение и обработку документа:

В дело – разрешить

Штампы – объединение

3) ОДС – лаконичен и содержателен

4) В ОДС употребляются особые слова:
а) Определения – слова со строго определенными понятиями (правоспособность,
подсудность)
б) Номенклатура – официально утверждающие наименования общественно принципиальных
реалий (осветительный прибор стенной)
в) Сложносокращенные слова – Минфин, Профком, Мосхлеб
г) Аббревиатуры – ГАИ, МИД, ФСБ

5) Внедрение специальной разновидности частей речи:
а) Отименые предлоги, дозволяющие перестраивать сложные предложения в
обыкновенные: в силу, по достижению, в итоге
б) Сложные производные союзы — по мере того как, тот факт что, до того времени,
пока, при том условии если
в) Отглагольные существительные – подчинения, распоряжения

6) Для ОДС свойственны безглагольные либо сильно-распорядительные предложения

7) Для ОДС характерен официальный нрав изложения

8) ОДС не употребляет чувственные и образные средства

9) ОДС не допускает личных черт авторских речей

3. Типы и жанры ОДС

Дипломатичный – нотка, декларация, контракт
Законодательный – конституция, указ, закон, положение, постановление,
поправка
Канцелярский – аннотация, утомившись, затратная, резюме, хар-ка

Сведения о неких типах и жанрах ОДС

1. Дипломатичный стиль – более свободный, он допускает устаревшие выражения (прохладная война), слова в переносном смысле: Кремль – правительство Рф; Белоснежный дом – США.

2. Законодательный – неоднозначно соответствует всем перечисленным особенностям, является прототипом для других типов.

3. Канцелярский – подразумевает стандартное размещение материала в кисти, весь материал делится – реквизиты, имеющие строго конкретное место.

Левый угол – только герб резолюции

Правее – гриф – ДСП – для служебного использования, обычные ошибки культуры речи свойственны для канцелярского типа.

«От кого» — в документах не пишется, ставятся дата и подпись.

4. Личный стиль – резюме (трудовой опыт, наличие патентов)

Вспомогательные вопросы, информация – вождение, владение языками, стенографией, компом. Сведения о личных качествах, советы, свойства.

5. Научный стиль – является самым богатым стилем посреди всех стилей.

Особенности: беспристрастное отражение фактов реальности.

. Цель

. Научный стиль лаконичен и содержателен

. В научном стиле употребляются особые слова, определения

. Употребляется специализация различных частей речи:
А) Отглагольные существительные
Б) Сложные союзы
В) Авторские сложные прилагательные
. Для научного стиля более свойственны сложноподчиненные предложения
. В научном стиле практически не допускается внедрение образных и чувственных средств
А) Запрещена оценочно-эмоциональная хар-ка коллег и их научной деятельности
(создатель ошибся(позиция создателя неверна) достоверность фактов. Требуется
классификация.
Б) Разрешены чувственные средства, рассчитанные на эмоции адресата,
устные речи.
В) Допустимы отдельные слова, выражающие чужую деятельность – демагогия,
софиты.
. В научном стиле очень ограничена особенность авторской речи

Типы и жанры научного стиля

Научный стиль

Монография – это работа, посвященная одной теме

Реферат – свой жанр, коротко и верно выложить чужие работы
Тезисы – это утверждение, рецензия, инструкция, отзывы
1. Научно-методический стиль – стиль, обслуживающий учения – учебник, курсовая работа, конспект
2. Научно-популярный – облегченная разновидность научного стиля близко к публицистическому
3. Научно-производственный – он близок к ОДС. Аннотации по эксплуатации, как жанр НС.

Требования к стилю и оформление научных работ

1) Работа должна соответствовать теме, а тема предмету.

2) В разделе введение дать комментарий к теме.

3) Не следует употреблять 1 лицо.

4) В работе должна быть рубрикация, определения, условные обозначения, сокращения должны быть единообразны.

5) Определения не могут иметь синонимы и быть неоднозначными.

6) В работе должна быть система ссылок

7) Не следует использовать оценочные местоимения – тот, он, данный, упомянутый. Нужно употреблять один и тот же термин столько, сколько будет нужно.

Ораторская речь

Методы подачи речи

1. Экспромт

Положительные стороны (+) – актуальность, малая трудозатратность, чувственность.

Негативные черты (-) – алогичность, неосновательность, риск утратить вдохновение.

2. Чтение с места

(+) – малая трудозатратность, снятие стресса, проигрывание четких данных

(-) – неавторитетность, монотонность, отсутствие контакта с аудиторией

3. Произнесение назубок речи

(+) – зрительный контакт, жива интонация.

(-) – метод трудозатратный, небезопасен сбой конструкций, забывчивость.

4. Произнесение заученной речи по плану

(+) – нетрудоемкость, живой контакт с аудиторией, творческий процесс.

(-) – творческий процесс – напряжение, усилие, несоблюдение регламента, риск пропуска принципиального материала.

Виды сладкоречия и жанры ораторской речи

Цель рассказа ораторской речи – познакомить с многообразием

. Лекция

1 тип – деловое сладкоречие

. Доклад – подробное, развернутое сообщение на тему детально – известное оратору

. Отчет – включает факты, числа результата проделанной работы, стремительно

(группировка)

Задачка отчета – доходчивость

Праздничная речь – комплименты сначала и в конце, в адресок собравшихся и виновников торжества, повод – основанность праздничной речи – мемуар.

. Огромное узреть на расстоянии

. Инструктаж – произносится не в специально отведенной аудитории

Составляющие: 1) требования; 2) условия способности; 3) цель; 4) необходимо найти санкции на выполнение; 5) санкции на выполнение.

Пленарное выступление

. Комплименты в адресок собравшихся

. Цели и задачки

. Регламент (столько-то времени отводится каждому выступающему)

. Повестка денька

. Предполагаемые результаты

Академическое сладкоречие

. Лекция – подчиняется научному стилю, есть другой подход к лекции

– должна быть чувственной и художественной: не прерывая логики, течь плавненько. Цель лекции – передача принципиальной инфы, к примеру, история публицистичности. В лекции необходимы пункты.

Речь при защите работы

Пересказ содержания (сколько в работе глав, какие цели содержит по параграфам). Должна быть структура.

Речь оппонента

. Научная

. Судебная

Проповедь

. Мораль

Речь на соборе

. Пленарное заседание

. Церковная

Речь (которая нужна всем)

. Тост (1 из жанров) – застольно-бытовое сладкоречие

1 тост: берем афоризм, извлекаем из него сущность – так давайте выпьем за это.

Поздравительные речи и заздравные

Удобнее всего строить поздравления на обычном – хотим крепкого здоровья,
африканских страстей, японской хитрости

Типы ораторской речи, не связанные определенной целью и ситуацией

. Веселительная речь (внезапно развивающийся сюжет)

. Можно выстроить сюжет на дружественном высмеивании

Информационная речь

. Новизна

. Актуальность

. Учет интересов аудитории

. Содержательность

Речь вдохновляющая – непростой жанр.

Речь, призывающая к действию:

1) Учесть возможность аудитории

2) Брать на себя ответственность

3) Вести диалог с позиции – это чисто риторический прием

Убеждающая речь

. Процесс замещения 1-го другим

. Методы убеждения – авторитарный

. Иллюстративный метод

. Логический метод (предпосылки, следствия)

. Приятный метод (макет, плакат)

Перечень использованной литературы:

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. «Русский речевой этикет». М.1978

2. Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.1983

3. Ю.А. Бельчиков «Стилистика и культура речи». М.2000

4. Свои прибавления + конспект. М.2003

Оставить комментарий

Выш Mail не будет опубликован


*


Эффективное производство:

Производственная компания Мастерская Своего Дела предлагает различное оборудование и технологии для развития малого бизнеса и предпринимательства.
Контакты компании:
г.Александрия, Украина,
Куколовское шоссе 5/1А

Календарь

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  

Свежие записи

Статистика

Архивы